Make tea not war. // Трунихт: Почему вы на три часа опоздали на совещание? - Я: Ударился головой об угол... подушки и потерял сознание на два часа. (с) DarkLordEsti
О сборнике «Женщина в истории» объявили еще осенью 2013-го (о чем я, как почетный любитель заседать в танках и бронепоездах, узнала, уже приехав в Киев), очерк я начала писать в январе, однако вышло так, что отправила его накануне закрытия приема работ.
Колебаний относительно выбора темы не было – хотелось писать о конкретном человеке. «Распыления» ради увеличения собственных шансов тоже – хотя один автор мог присылать до трех работ. В Киеве мне на ухо шепнули, что о Катерине Билокур писала только я, хотя у меня до того момента были подозрения, что там минимум треть работ будут посвящены ей.
Материалов нашлось до обидного мало, практически все источники перепечатывали друг друга, а некоторые детали я вообще не рискнула вставлять в текст, чтобы не попасть пальцем в небо. К примеру, насчет кистей (о них будет сказано ниже). В зарубежных (франкоязычных и англоязычных) источниках нашлось больше информации, чем в отечественных. Что не может не удручать.
О расхожей фразе Пабло Пикассо, в массе называвшего окружающее искусство «...», тоже упоминать не стала. Не хотелось бы, чтобы Катерина Билокур шла как бы «в приложении» к Пикассо, поскольку для меня достоинства этого художника местами очень сомнительны. Фраза звучала так: «Si on avait une femme peintre d'un tel niveau chez nous, le monde entier parlerait d'elle» – «Если бы у нас была художница такого уровня, о ней заговорил бы весь мир/мы заставили бы весь мир говорить о ней». Но, повторюсь, комплимент от такого рода творцов кажется неоднозначным.
Заинтересовавшимся очень рекомендую фильм «Буйная» (1990, в роли Катерины Билокур – Раиса Недашкивская): биографические неточности там минимальные. А вот аудиоверсии писем я так и не смогла прослушать полностью: было ощущение, что я подглядываю за чужой жизнью через дырку в стене. Что самое удивительное: по часовой записи я потыкала наугад – и попала именно на те отрывки, которые оказались мне нужны.
Но, написав и отправив, я по понятным причинам об этом благополучно забыла – ровно до того дня, когда проснулась от телефонного звонка пани Татьяны, где мне любезно сообщили, что жаждут моей крови увидеть меня в выходные в стольном граде Киеве.
Книга выходит летом, а пока – пусть будет тут.

Вогняна душа

Так вот, о кистях.
Достоверно известно, что кисти свои Катерина делала сама, даже тогда, когда ей, как профессиональному художнику, предоставляло материалы государство – для каждого цвета предназначалась своя кисточка. Источники расходятся в том, что касается материалов для кистей: называют хорьковый или кошачий волос и свиную щетину. Возможно, использовались все три. Сомнения вызывает разве что очень мягкий и плохо намокающий кошачий волос (лично делала кисточки, поэтому знаю точно) – он не годится для масла, только для акварели, но акварелью Катерина рисовала, хотя и не любила ее.
Но размеры кисточек известны точно – 9, 12 или 36 волосков. Не более. Повторяю еще раз: девять, двенадцать, тридцать шесть. И это при том, что средний размер полотен маслом – 70 см по длинной стороне. Семьдесят. А были и по метр двадцать. И 50 (пятьдесят) – для акварелей.
А теперь, сложив два значения в уме – наслаждайтесь филигранностью работы.

Картины Катерины Билокур (56 штук)

@темы: цветы, чужое, разные, проза, портрет, пейзажи, рисунки/картины, натюрморт